Как Анатолий Белый стал королем?

Одна из триумфальных ролей, давшая новый виток популярности Анатолия Белого – король Лир в спектакле японского режиссера Тадаси Судзуки. Сочетание, на первый, взгляд несочетаемого, японских театров «кабуки» и «но» с традиционным европейским театром – вот, что такое фирменный стиль известного японского режиссера, основавшего около сорока лет назад собственную театральную школу.



Театральная школа Судзуки – не только теоретическое понятие, описанное в его же книгах, это «тренировочный лагерь» для актеров, расположенный в горах. Вокруг - леса, помогающие находиться в единении с природой, внутри - современная театральная машинерия, несколько сцен, столовая, офис, общежития-коттеджи. Для того, чтобы играть у Судзуки, нужна отличная физическая форма, особая пластика и легкость движений. Поэтому в процессе подготовки к спектаклям актеры занимаются по специальной методике, состоящей из физических и дыхательных упражнений, автором которой также является режиссер.

Еврипид, Шекспир, Мольер… список авторов классических театральных пьес, которые ставил по своей методике Судзуки, весьма обширен. В числе его постановок, правда, с японскими актерами, имеется и «Король Лир», премьера которого прошла более 20 лет назад. С тех пор спектакль увидели зрители многих стран мира. Российским театралам Судзуки также знаком, он привозил сюда своего «Диониса» по пьесе Еврипида «Вакханки», «Сирано де Бержерака»…

Если не ГОВОРИТЬ ОТ ЛИЦА Табакова, а, просто, просуммировать неиссякаемый интерес россиян к японской экзотике и то, что на сцене МХАТа уже был успешный опыт постановки пьес японских драматургов ("100 йен за услугу","Гримерная" ), то можно считать совершенно логичной идею пригласить японского авангардиста для постановки его «Короля Лира» с МХАТовскими актерами.

Мэтр провел кастинг среди мужчин-актеров возраста от 20 до 45 лет, в первую очередь, обращая внимание на их физическую подготовку. Не будем ГОВОРИТЬ ОТ ЛИЦА Анатолия Белого, просто процитируем его воспоминания, которыми он поделился в одном из интервью: «Кастинг был необычный. Мы читали отрывки из "Макбета", выполняя при этом неслабые физические упражнения. Он отобрал пятнадцать человек и уехал. Летом мы на две недели поехали в Японию, в деревню Тога. Мы осваивали его метод, сочетающий европейский театр, японские "Но" и "Кабуки" и восточные единоборства, занимались пластикой. Физические нагрузки были неимоверные.»



А еще Анатолий сказал, что участие в кастинге не было делом добровольным. Ему просто позвонили и велели быть тогда-то и в такое-то время. Про возможность сказать «нет» по поводу своего участия в кастинге, он со смехом говорит: «Это как в анекдоте: “А можно ли есть мухоморы?” — “Можно. Но только один раз».

За время подготовки актерам предстояло полностью пересмотреть свой подход к ролям, полностью трансформировать внешнюю эмоциональность в концентрированную внутреннюю энергию, которая должна исходить к зрителю. Изменить предстояло все: походку, голос, выражение лица, жесты. По Судзуки это называется воспитанием боевого духа, ведь он отождествляет свою труппу с армией, готовой по приказу кинуться в бой. Армией, в которой действует строжайшая дисциплина, актеры одеты в форму (все в черном), живут по строжайшему расписанию и постоянно учатся аккумулировать получаемую от земли энергию.

Было понятно, что исполнитель главной роли, будущий король, должен обладать наибольшим энергетическим зарядом. Ведь у Судзуки король Лир – сумасшедший, прикованный к инвалидному креслу, ограниченный в движении, а значит и в выразительных средствах. Кресло замкнуто с трех сторон и открытой гранью обращено к зрителю. Энергия сидящего в этом кресле, должна бить подобно молнии.

Распределение ролей происходило перед самым отъездом из Японии. Самым талантливым учеником из группы достойным «коронации» Тадаси Судзуки признал Анатолия Белого. Судя по отзывам профессиональных критиков и успеху у публики, он не ошибся.