Анатолий Белый - Мастер нового образца

За постановку романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» брались и кинорежиссеры, и театральные, и отечественные, и зарубежные. Роман о загнанной в угол творческой личности, не имеющей возможности реализоваться в тоталитарном государстве, замешанный на религии и мистике, современный и исторический, написанный с юмором и трогающий до слез… Взяться за роман – означает кануть вызов самому автору, ведь именно он сказал устами одного из персонажей, что трусость – это самый страшный порок.



Для того, чтобы поставить «Мастера» в МХТ, был приглашен венгерский режиссер Янош Сас, в основном, известный своими киноработами («Войцек», «Мальчики Витман», «Опиум»), но уже имевший опыт постановки булгаковского романа у себя на Родине. Свободный от суеверных предрассудков, свойственных всем режиссерам, которые соприкасались с постановкой романа, венгр в своих интервью признавался, что несколько оробел, когда узнал о приглашении, отлично справился с задачей.

Хотя испытывающие пиитет и священный трепет перед романом критики считают, что эта постановка также неудачна, фанаты романа, в очередной раз, закатывая глаза, стенают, что роман не по зубам ни кино, ни театру, но не об этих категориях пойдет речь. Прежде всего, нужно сказать, что действие спектакля не просто так перенесено в наши дни, чтобы поразить зрителей декорациями в стиле индастриал – механическими конструкциями, вагонами подземки, едущими по сцене на зрителя, плазменными панелями и стеклянными стенами. Перенос этот имеет более глубокий смысл. Он абсолютно оправдан и убедителен – бюрократия и равнодушие столь же губительны для тонкой душевной организации творческой личности, как и тоталитаризм. Но главное в спектакле не декорации, а психологический аспект - игра актеров.



Центральной фигурой действия является Мастер. Роль его с блеском исполнил Анатолий Белый. Его Мастер не тих и подавлен, как в романе. Этому Мастеру нет покоя, его душа истерзана, его душит атмосфера большого города, где никому ни до кого нет дела, он готов расстаться и с любовью и, даже, с жизнью. Актер работает и голосом, и всей своей внутренней энергетикой, показывая степень своего нервного и душевного истощения. Сказывается его школа – не только классическая, российская, но и освоенная в Японии особая методика . Мастер буквально приковывает к себе внимание зрителя, ни на миг не давая забыть, что это он здесь главный, несмотря на то, что в некоторых сценах одновременно заняты более 50 человек.

Если говорить от лица самого Белого, можно вспомнить слова, сказанные им о своем герое в интервью газете «Известия». Он говорит, что готовясь к роли постоянно вспоминал режиссера Анатолия Васильева, талантливейшего режиссера и уникального мастера, не нашедшего своей ниши в стране, оставшегося без театра и вынужденного уехать отсюда. Актер говорит, что отчаяние Мастера – это отчаяние художника, имеющего свой взгляд, мнение и талант их высказать, но не имеющего возможности это сделать, так как это никому не нужно.

Если говорить от лица наиболее объективных критиков, то они отмечают, что Мастер Анатолия Белого – это не образ, созданный Булгаковым – образ страдающего писателя. В трактовке Белого Мастер – это человек из современного общества, лишенный маяков, ориентиров и не видящий достойных моральных ценностей, ради которых стоило бы жить дальше. Журналисты уже окрестили Анатолия за эту роль самым неврастеничным интеллектуалом МХТ, что, в принципе, для талантливого, характерного актера звучит как похвала и высокая оценка.